Как придать должный вид старой батареи?
Во время ремонта мы часто задаёмся вопросом: А стоит ли менять старую чугунную батарею? Скажем сразу – не всё то хорошо, что новое. Замена отопительных приборов является делом хлопотным и дорогостоящим. Более того, не все современные радиаторы способны с честью выдержать реалии городского отопления, многие из них могут нормально применяться только в автономных системах.
Итак, Вы небезосновательно решили, что испытанная годами, надёжная старая чугунная батарея ещё послужит. Возникают новые вопросы: Как повысить надёжность приборов отопления почтенного возраста? Как их органично вписать в интерьер помещения? Как замаскировать неприглядную чугунную «фасонину»? Нет ничего сложного, давайте разбираться.
Первое, на что нужно обратить внимание, батарея должна хорошо выполнять свою главную функцию – максимально отдавать энергию теплоносителя. Она не должна иметь ни малейшего намёка на течи (рыжие пятна между секциями и на заглушках), так как аварии отопления обходятся очень дорого. В идеале, если есть возможность, то перед реставрацией лучше сделать профилактику/тюнинг радиатора: снять; промыть; установить запорную арматуру, кран Маевского, термоголовки; заменить проблемные уплотнители. Снять – очень желательно, ведь даже малярные работы лучше производить на верстаке, а не «по месту».
Не важно, будет ли впоследствии установлен декоративный экран или нет, но от малярных операций вам не уйти, борьбу с коррозией никто не отменял. Всё начинается с подготовки. Необходимо удалить старое лакокрасочное покрытие, которое за долгие годы обросло множеством слоёв (кстати, они здорово ухудшают теплоотдачу). Если радиатор демонтирован, то можно воспользоваться строительным феном или паяльной лампой, смывка для краски тут скорее всего не поможет. Итак, греем краску и счищаем её маленькими шпателями. Следующим этапом будет удаление ржавчины и остатков покрытия металлической щёткой. Для завершения действа, лицевые поверхности стоит пройтись крупным наждаком. Если радиатор не снимается, то придётся ограничиться удалением отслаивающихся участков и тщательным шлифованием - образовавшиеся раковины нужно зачистить «на нет».
Теперь голенькая старая батарея протирается от пыли и обезжиривается универсальным растворителем. Если говорить о химии, то предварительно не лишним будет обработать труднодоступные места преобразователем ржавчины. Ну, и раз уж мы решили делать всё на совесть, тогда погрунтуем радиатор специальным составом для металлических изделий. Грунт улучшит адгезию, повысит стойкость изделия к коррозии, хорошо «затонирует» основу. Техника нанесения грунтовки принципиально не отличается от финишной отделки, об этом далее.
Наконец, старая батарея готова к покраске. Эта захватывающая процедура может производиться различными способами: кистями, губками, рукавицами, валиками, распылителем. На практике лучше всего себя зарекомендовал гибридный метод: внутренние закоулки окрашиваем изогнутой кистью или губкой, а более доступные лицевые участки – краскопультом, или специальным валиком.
Обратите внимание! Наша задача получить минимальное по толщине, надёжное покрытие. Самый тонкий слой даёт пульверизатор, потом идёт губка, далее кисть и валик.
Можно сформулировать ряд простых правил и рекомендаций, касающихся покраски старой батареи.
• Сначала красим изнутри, в противном случае можно испортить «фасад» изделия.
• Покрываем поверхности сверху вниз (актуально для навешенного радиатора).
• Следим за потёками и вовремя их удаляем (особенно после переворачивания батареи).
• Обязательно красить полностью.
• Для обзора слепых зон примените зеркало.
• Два тонких слоя более технологичны, чем один толстый.
• Окрашивать нужно холодную батарею (есть исключения).
• Первые слои можно улучшить шлифованием.
• Применяйте специализированные ЛКМ.
В продаже имеются специальные краски для отделки радиаторов отопления. Масляные составы остались в прошлом, а на первый план вышли акриловые, латексные, алкидные краски. Главное их достоинство – это стойкость к высоким температурам и бытовой химии, механическая износоустойчивость, относительная безвредность. Есть составы, которые могут наноситься непосредственно на горячие основания.
Все эти краски без проблем тонируются в любой цвет из основных каталогов: PANTONE, RAL, NCS. Согласитесь, скучно иметь белый радиатор. Поэтому народ вовсю экспериментирует – маскирует старую батарею под цвет стены, применяет различные металлики (под золото, под серебро, молотковая окраска), играется с эффектами (патина, перламутр, сияние, хамелеон, под дерево…).
Нередко люди спрашивают: Какого цвета радиатор лучше греет? По теории, черный цвет (хотя, он и поглощает немало) лучше излучает тепловые волны, однако на них приходится лишь малая доля эффективности. Куда важнее коэффициент теплопроводности лакокрасочного покрытия и стабильная конвекция. Поэтому красим малыми слоями, не загромождаем радиатор. Кроме того хорошо будут проводить тепло краски типа «серебрянка», из-за содержания в них большого количества металлов. Отлично «греют» душу яркие, жёлто-красные тона.
Часто старая батарея украшается рисунком определённой сложности, начиная от простого «наката» и заканчивая аэрографией.
Старая батарея может быть скрыта специальным экраном. Есть масса заводских вариантов из разных материалов: металл, пластик, МДФ, дерево. Все они обладают особыми свойствами и конструкцией, определёнными способами крепления, своей сферой применения и дизайном.
Если серийные модели по ряду причин не устраивают домовладельца, тогда экраны изготавливаются на заказ. Это могут быть кованые решётки, деревянные консоли в виде элемента мебели, конструкции из гипсокартона.
Не забудьте предусмотреть возможность доступа к прибору отопления, обязательно покрасьте старую батарею, хотя бы почистите и прогрунтуйте. В любом случае должна быть обеспечена хорошая циркуляция воздуха, ведь именно благодаря ей «работает» радиатор. На стене, за радиатором, закрытым экраном, можно наклеить отражающий фольгированный материал – это точно добавит пару градусов.
Есть распространённая ошибка, когда старая чугунная батарея закрывается плотным кожухом, или сверху нависает массивный подоконник. В результате люди жалуются, что в комнате стало холоднее, а новые пластиковые окна начали потеть. Эти проблемы решаются врезкой вентиляционных решёток, как в подоконник, так и в самодельный глухой экран. Благо, выбрать подходящую по дизайну решётку проблем не составит.
И ещё, согласно строительным нормам, расстояние между верхом батареи и подоконной доской не должно быть менее 100 мм.
Заметим, что некоторые рукодельницы создают очень интересные занавески для радиаторов, применяя комбинацию сеток, текстиля и «липучек», прикреплённых к подоконнику. Довольно свежо выглядят специальные чехлы на батареи. Они, конечно, изолируют источник тепла, но это иногда как раз то, что нужно – например, для детской комнаты.
Действительно, включив воображение, можно и из старой батареи создать шедевр))))
здравствуйте! в уфе есть?
батареи?